Новости и публикации /

ЭКСПЕДИЦИЯ НА ХАН-ТЕНГРИ (7010 М)

Экспедиция завершена. Вчера врач в Базовом Лагере наложил вето на выход Рафаэля в высокогорную зону по причине усилившегося кашля. Вылечить его на такой высоте не представлялось возможным, поэтому нами было принято решение о прекращении экспедиции. Рафаэль вчера же улетел вертолётом в Каркару, а я занялся эвакуацией наших высотных лагерей..

08.08.2010


08.08.2010 Экспедиция завершена. Вчера врач в Базовом Лагере наложил вето на выход Рафаэля в высокогорную зону по причине усилившегося кашля. Вылечить его на такой высоте не представлялось возможным, поэтому нами было принято решение о прекращении экспедиции. Рафаэль вчера же улетел вертолётом в Каркару, а я занялся эвакуацией наших высотных лагерей.

06.08.2010 У нас всё в порядке и мы по-прежнему восстанавливаемся в Базовом Лагере после акклиматизационного выхода в Лагерь 2. По многочисленным просьбам продолжается публикация «Записок клиента» от Рафаэля Нагапетьянца.

Записки клиента. Часть 2

В прошлый раз не удалось подробно описать базовый лагерь и всю ту пеструю компанию, которая прилетает из разных стран, собирается в одном месте, по утрам смотрит, задрав головы, на вершину и мысленно взглядом проходит, нет, пролетает расстояние до вершины. В лагере царит очень дружелюбная атмосфера, особенно приятно приходить в столовую, где всегда можно рассчитывать на добавку. Народ, видимо, вырывается из однообразной своей жизни, попадает в совершенно другую страну, окружение, условия жизни и так счастлив, что просто невероятно.
В лагере мы встретили замечательную пару из Эквадора, Серега их как оказалось, хорошо знает по своим путешествиям в Южной Америке - Эдгара, который приветствовал всех фразой «как делишки?», вызывавшей сразу большую к нему симпатию и его женой Катей когда-то из Киева, а сейчас живущей много лет в Эквадоре и свободно говорящей по-испански. К сожалению, ребята просидели 4 долгих дня в последнем лагере на 6000 м, а погода так и не дала им возможности подняться на вершину. Приезжала и большая (15 чел) компания из Австралии (никто не зашел), ирландцы, поляки, испанцы, одинокий японец, канадская девушка Вера из Петербурга с другом Беном и многие другие.
На общем фоне выделяются две компании из Ирана по 8 человек каждая. Одна состоит из иранцев, говорящих на фарси, другая преимущественно из курдов. Между ними идет сумасшедшее соревнование, кто первый зайдет на вершину. В базовом лагере (в том числе в столовой) стоит ор как на восточном базаре, поскольку культура общения подразумевает одновременный диалог не только между собой, но и со всеми рядом с обязательным обращение «my friend». Этих май френдов для иранцев уже весь лагерь, включая начальника. Когда несколько дней назад мы выходили во второй лагерь, обогнали какую-то из соревнующихся групп. Иранцы шли тяжело, со стоном, едва переговариваясь между собой. Чуть позже выяснилось, что часть из них повернула назад, а другая продолжала упрямо лезть наверх. На следующий день, когда мы вышли на легкую прогулку наверх в сторону пика Чапаева, нагруженные сверх меры иранцы продолжали ползти тихо переругиваясь и, как мне показалось, только на волевых усилиях. На закате часть из них еще была видна на склоне. Это не могло не привести к тому, что взойти на вершину удалось только одному (не знаю уж курду или иранцу, но ликование всей его команды была неописуемым).
Особенно приятно за шведа Ларса, который сидит с нами за одним столом. Я спросил его, в каком из городов он живет в Швеции. Оказалось это маленький городок (не более 1000 жителей) недалеко от чуть большего городка Евле (30-40 тысяч жителей). Какого же было его изумление, когда я сказал, что уже раз шесть проезжал и Евле и его городок, отправляясь на лыжные марафоны. Девять лет назад Ларс уже приезжал штурмовать Хан, но неудачно. В этот раз он долго копил, снова приехал один, медленно акклиматизировался, тащил наверх все на себе (палатку, спальники, продукты, газ) и очень упорно стремился наверх. Мы его встретили, когда поднялись во второй лагерь, он прогуливался наверх, привыкал к высоте. Из носа шла кровь, лицо изможденное, осунувшееся, но с полной заряженностью подняться (интересно, что поскольку швед очень скромный, про себя редко организаторам напоминающий, то про него во время сеансов связи все время забывали и уже Серега сообщал, что все нормально и у нас и у Ларса тоже). Вчера, наконец, услышали по рации, что Ларс поднялся на вершину, очень были за него рады.
Другая веселая компания из четырех румын. Лица, прически - колоритнейшие. Выпили все запасы водки в лагере, целый день играют в карты, периодически хватают друг друга за грудки («ты меня уважаешь?») и дошедшие аж до подножья горы, там, где начинается подъем (полчаса от лагеря). Но им хорошо.
В первые дни августа мы очень энергично и бодро сходили во второй лагерь (5500 м) и ночевали там две ночи. Подъем дался не так, чтобы совсем легко, но и без сверх усилий (сказывается наступающая акклиматизация). Из подъема запомнились колоритные скальные «ножи», - когда проходишь каменную приступочку (как бы по полочке) шириной в половину стопы (не в половину длины, а именно ширины стопы). Если не смотреть вниз (далеко и ау-ау) и держаться за веревки, то не так уж и страшно. Другая экзотика - под самый конец подъема, когда уже виден последний взлет и вот он лагерь, на тропе создатель (как его на всех языках поминают!) поставил эдакого вздыбленного двугорбого каменного верблюда высотой примерно в хрущевскую пятиэтажку. Боже, снежная тропа и так идет под углом 50-60 градусов и тут еще этот «верблюд». Дохрипываешь его, последний подъем и, вот он, лагерь.
Лагерь стоит на площадке образно напоминающей «попку» от яйца - куда не пойдешь (кроме узкой тропинки вверх), попадаешь на плавно обрывающийся склон вниз (и, конечно же, тот же обрыв в километр-два). По утрам народ не рискует и выбегает из палаток недалеко, поэтому снег в центре лагеря в основном не белого, а желтого цвета (а представляете, какого бедным женщинам!).
Поднялись мы и выше, до скальных участков вершины Чапаева. Опять был «нож», на этот раз снежный - узкая полоска, обрывающаяся в обе стороны. Поскольку стенки, чтобы прислониться, рядом нет, все открыто, вниз лучше не смотреть, обрывы более километра с каждой стороны (полный канатоходец в цирке), то дух захватывает. Но спасает веревка, уверенная походка Сереги и его ободряющие реплики (типа, «давай-давай, не застаивайся), чуть большая ширина (хоть ногу можно полностью поставить) и главное - следы! Идешь по следам и стараешься не качаться.
Два дня и две ночи пролетели быстро, Серега демонстрировал чудеса кулинарии и подстраховки и вот мы уже опять в базовом лагере. Погода пока стоит хорошая, но начинает портиться. После подъема и спуска все мышцы болят, особенно седалищные (Серега упомянул, что у него ноги также подустали, что меня тайно порадовало), поэтому сейчас отдыхаем, и, если здоровье позволит, через пару дней пойдем выше.


04.08.2010. Всем привет. Погода продолжает оставаться неустойчивой, поэтому за прошедшие 4 дня на вершину подняться никто не смог. Что же касается нас, то мы полностью выполнили программу акклиматизации - переночевали две ночи в Лагере 2 (5600 м) и сделали выход на плечо пика Чапаева (5800 м). Сегодня утром мы спустились в Базовый Лагерь, в планах три дня отдыха. Чувствуем себя хорошо, все подробности чуть позже.

01.08.2010. Вчера поздно вечером снегопад наконец-то прекратился, ночью было очень холодно и утром мы увидели безоблачное небо и ослепительно белые склоны Хан-Тенгри. Весь Базовый Лагерь сразу же пришёл в движение - все собираются после обеда выходить наверх. Лавины сходят по склону одна за одной, и весь путь до Лагеря 1 уже абсолютно безопасен. Мы с Рафаэлем также решили выходить наверх после обеда. Сегодня мы по плану ночуем в Лагере 1, а завтра переходим в Лагерь 2 (5600 м) где проведём ещё две ночи. Таким образом, обратно в Базовый Лагерь мы спустимся 4 августа ближе к обеду.

На связи.

31.07.2010. Сегодня с утра опять зарядил снег - весь Базовый Лагерь засыпан, а что творится наверху даже страшно представить. Видимо нам опять несколько дней придётся ждать, пока склоны очистятся от лавин. Жизнь в лагере замерла - все живут от завтрака до обеда и от обеда до ужина. Рафаэль решил начать серию заметок, которую он решил назвать «Заметки Клиента». Ниже прилагаю первую публикацию.

Заметки Клиента. Часть 1.

Это уже не первый совместный выход в горы с Сергеем и на правах условно старого клиента решил добавить несколько заметок как весь процесс видится со стороны.
Первое, что сразу ощущается, - это такое общее подспудное внимание с его стороны и «подстраховка». Причем выражается в мелочах, типа убранных внутрь палатки разбросанных горных ботинок (потому что намокнут) или подсунутой мне под зад пластиковой сидушки (потому что мокро и можно заболеть) и проч. Второе, общее внимание к деталям при подготовке к выходу и непосредственно на маршруте. Каждый раз внимательно наблюдаю, а что он взял, что я точно забуду или возьму не то. Как правило, все равно оказывается, что я что-то забыл или перепутал, но радует, что количество этих случаев медленно сокращается.
Отдельного описания заслуживает приготовление еды. Поскольку клиент в лучшем случае может сделать себе бутерброд и погрызть орехи, то весь процесс разжигания огня и приготовления завтраков-ужинов ложится на Серегу. Благодаря нашему общему знакомому, который привез самые разнообразные горные продукты из Америки, мы имеем возможность деликатесного выбора между спагетти болонезе или с сыром или с уткой с дополнительными специями. Помню, сидим в первом лагере в палатке, высота 4500 м, дело к ужину. Для избежания головной боли играем в карты (когда играешь, надо думать и сосредотачиваться, кровь приливает к голове, головная боль отступает, - эффектный способ бороться с горной болезнью - все теория Сереги, получившая подтверждение на практике). Так вот, играю и думаю, «если выиграю, настроение у повара будет неважное, ужин соответствующий, если проиграю, на радостях получу добавку». К счастью, мастерство и удачные карточные расклады соперника позволило насладиться ужином в полной мере (даже с добавкой).
В целом, когда вырываешься в горы, настроение поет. Не сбивает его ни головные боли (поначалу), ни кашель, ни погода, которая портится в самый нужный момент. Стоит только чуть-чуть на высоте прийти в себя, начинаешь «бить копытом» и регулярно смотреть наверх, глазами проходя весь маршрут до вершины. Уже считаешь дни, ну когда же, когда же пойдем! В день выхода, правда, (особенно, если выходить надо рано часов в 6 утра), настроение диаметрально противоположное - «господи, ну куда меня занесло, голова болит, еще не проснулся, Серега погоняет, «скорей, скорей». Самое ужасное влезть в обвязку, попасть ногами во все эти страховочные веревки и «догнаться» - одеть «кошки». На низких высотах все еще ничего, но представляю как «буду радоваться» всему процессу в третьем (если доберемся) лагере на высоте 6400 м. Обычно спасает кружка какао и неотвратимость действий проводника.
Сегодня, как и вчера, сидим в базовом лагере, погода отвратительная, идет то дождь, то мокрый снег. Горы не видно вообще только чуть-чуть начало подъема. Отдыхаем после второго выхода и завтра, если все будет нормально, двинемся снова в первый лагерь, а потом и во второй (5500 м).
Вчера сошла лавина и весь лагерь сбежался смотреть на черную точку, что была видна ровно на середине склона. Что это, засыпанный лавиной человек или рюкзак? В бинокль ничего не различить. Никто из находящихся на склоне хотя бы в часовой доступности к предмету, рации не имеет или не слышит. Вскоре в зоне сравнительной доступности к предмету появились две точки, которые сверху начали спуск. Каково же было удивление всего нижнего лагеря, когда подергав за предмет, две точки продолжили движение вниз! Комментарии были самые различные. В итоге в базовом лагере сформировалась команда спасения и быстрым темпом пошла выяснять и возможно спасать засыпанного. Частичное облегчение наступило через полчаса - «это рюкзак!». Но где его хозяин? Лежит под лавиной или успел отбежать? И только еще через час, когда наступил регулярный сеанс связи, когда обзвонив все лагеря и переговорив со всеми кто мог иметь отношение к рюкзаку, в базовом лагере наступила полная ясность. Иранцы, видя приближающуюся лавину, начали разбегаться и один из них сбросил рюкзак «для большей скорости». К счастью, никто не пострадал, жаль только, что не сообщили, подняв «на уши» весь базовой лагерь.
Но в целом, этот год очень благополучный, никто не пострадал и не покалечился. Надеюсь, и весь сезон будет такой же. Всем (на большой земле) привет.

30.07.2010. Сегодня рано утром мы спустились из Лагеря 1 в Базовый Лагерь. Прошедшие два дня отметились жуткими снегопадами - погода словно подстерегала наш выход наверх. Два дня назад небо было безоблачным и светило солнце, но стоило нам покинуть уют Базового Лагеря, как в первую же ночь выпало почти полметра снега. Из-за резко возросшей лавиноопасности все восходители оказались «заперты» в своих лагерях - выход на маршрут был категорически запрещён. Но к обеду со склонов сошло несколько больших лавин, и мы получили возможность безопасно подняться в направлении Лагеря 2 (5600 м). Оставив там заброску продуктов и снаряжения, мы вновь спустились в Лагерь 1 (4800 м), где провели ещё одну ночь. Таким образом, к настоящему моменту у нас есть две ночёвки в Лагере 1 и акклиматизационный выход в Лагерь 2. Сейчас у нас в планах два дня отдыха в Базовом Лагере, а затем выход с ночёвкой в Лагере 2 и акклиматизационным подъёмом на плечо пика Чапаева (6300 м). Погода по-прежнему нас не радует - небо затянуто тучами, постоянно идёт снег вперемешку с дождём, вертолётные рейсы отменены, но мы надеемся, что через пару дней всё наладится.
Тем временем позавчера на вершину поднялись первые восходители - на вершине побывало пять человек: два гида, два бельгийца и австралиец.
Несколько новых фотографий в разделе «Фотогалерея».

Всем привет.

27.07.2010. Всем привет. Мы по-прежнему находимся в базовом лагере. Последние два дня погода улучшилась, но Рафаэль немного простудился и поэтому мы решили поберечься и пару дней подлечиться не совершая выходов наверх. Завтра мы планируем рано утром выйти с ночёвкой в Лагерь 1, затем сделать заброску в Лагерь 2 (5600 м), опять переночевать в первом лагере и 30-го июля спуститься в Базовый Лагерь для отдыха.
Сегодня группа австралийцев была готова выходить на штурм из Лагеря 3 (6100 м), но сильный ветер развернул их обратно - в результате часть восходителей отказалась от восхождения и спустилась в БЛ, а 4 человека до сих пор находятся в штурмовом лагере и планируют завтра повторить попытку. Если она будет удачной, то они будут первыми в этом сезоне, кому удастся побывать на вершине Хан-Тенгри.

25.07.2010 Сегодня у нас, похоже, намечается вынужденный день отдыха - с самого утра базовый лагерь затянут туманом, постоянно идет дождь со снегом. Те восходители, которые находятся в верхних лагерях, тоже сегодня сидят в палатках и ждут улучшения.
Мы с Рафаэлем вчера сделали заброску продуктов и снаряжения в Лагерь 1 на высоту 4800 м, поставили там нашу палатку и сегодня планировали выходить туда ночевать, но погода решила по-другому. Решили ждать до обеда - если погода улучшится, то пойдём наверх, если нет - будем отдыхать. Сегодня мы чувствуем себя вполне удовлетворительно, хотя первые две ночи нам дались тяжело и проходили в борьбе с горной болезнью.
В базовом лагере встретили кучу знакомых, причём не только их России - пик Хан-Тенгри очень популярен нынче среди восходителей из-за того, что пик Ленина закрыт для восхождений из-за войны в Оше, а ситуация с вертолётами на пике Коммунизма и Корженевской до сих пор неясна. Поэтому все переключились в этом году на Хан - в базовый лагерь практически каждый день прибывает по 15-20 человек.
Если не выйдем сегодня наверх, то вечером попробую выложить в Фотогалерею несколько свежих фотографий.

На связи.

PS: к вечеру погода улучшилась, завтра утром выходим в Лагерь 1 на две ночи.

22.07.2010 Всем привет. Сегодня в 2 часа ночи я встретил Рафаэля в аэропоту Алматы и мы сразу же выехали на джипе в направлении базового лагеря Каркара (2200 м), откуда по плану мы должны были в восемь утра стартовать на ледник Северный Иныльчек в базовый лагерь (4200 м) пика Хан-Тенгри. Переезд из Алматы в Каркару в среднем занимает около 6 часов, поэтому мы очень переживали, что можем чуть-чуть не успеть на вертолёт. Рафаэль прилетел в Алматы из Гааги, где у него были дела, прямо в костюме и в галстуке - весь его багаж я заблаговременно привез с собой из Москвы. К счастью никаких поломок и неожиданностей в пути не случилось и в 07:30 мы уже стояли на вертолётной площадке в компании из ещё 15 альпинистов, которые также как и мы залетали этим же бортом в Базовый Лагерь. Пока в вертолёт грузили все баулы, налетело облако, и капитан принял решение отложить взлёт. Поскольку мы с Рафаэлем не спали уже более суток, то мы быстро достали их багажа свои спальники и растянулись практически прямо рядом в вертолётом. Однако выспаться нам не дали - примерно через час нам дали добро на вылет и ещё через полчаса мы в сомнамбулическом состоянии приземлились на леднике. Спать хотелось ужасно, начинала давить высота, поэтому мы сразу же завалились спать в отведённую нам палатку. Проснулись уже к ужину, весь базовый лагерь был накрыт серым облаком, шел снег вперемешку с дождём. Погода явно была нелётная и отсутствие ветра говорило о том, что она может продержаться такой ещё несколько суток. Порадовавшись, что мы пока что в графике, мы отправились на ужин. Завтра у нас по плану подход под маршрут и заброска части грузов.

На связи с Северного Иныльчека, Сергей Кофанов.

21.07.2010 Сегодня из Алматы в базовый лагерь пика Хан-Тенгри стартует очередная экспедиция под моим руководством. На этот раз в команде, помимо меня, один участник - Рафаэль Нагапетьянц, с которым мы вместе работали на пике Ленина в 2009 году. Для Рафаэля  восхождение будет проходить в рамках подготовки к весеннему Эвересту 2011. На Хан-Тенгри мы будем работать по классическому маршруту с ледника Северный Иныльчек. Новости и фотографии о ходе экспедиции будут регулярно обновляться на сайте и в разделе "Фотогалерея".


Читайте также
Скачайте
презентацию